История храма

 

Сельская одноглавая каменная церковь была построена в 1821 году местным помещиком Грековым с двумя престолами: Феодоровской Богоматери и св. бессребреников Косьмы и Дамиана. В сер. XIX в. колокольню соединили с храмом, пристроив к его западному фасаду ризницу и крещальню. К настоящему времени колокольня, южный портик и завершение храма утрачены.

Из местно-чтимых икон следует назвать: храмовый образ Феодоровской Пресвятой Богородицы, образ святых бессребреников Косьмы и Дамиана и образ Толгской Пресвятой Богородицы – точный список с иконы Толгского монастыря, снятый в 1871 году во время холерной эпидемии. После закрытия (не позже 1930-х годов), использовалась как зернохранилище, слесарная мастерская, клуб. В настоящее время заброшена, идёт восстановление.

 

Феодоровская икона Божией Матери

 

Феодоровская икона Божией Матери
Общий вид иконы без оклада

Феодоровская икона Божией Матери — почитаемая в Русской православной церкви чудотворная икона Богородицы, хранящаяся в Богоявленском соборе Богоявленско-Анастасиина монастыря в Костроме.

Предание приписывает её авторство евангелисту Луке, иконография сходна с Владимирской иконой.

Почитается как одна из святынь дома Романовых, поскольку предание связывает её с призванием в 1613 году на царство основателя династии царя Михаила Фёдоровича.

Исследователи, основываясь на тождестве иконографии Феодоровской иконы с Владимирской, считают её списком с прославленной древней святыни и выдвигают три версии её происхождения:

  • икона была написана в 1164 году по заказу Андрея Боголюбского для Городецкого монастыря;
  • икону написали по заказу князя Ярослава Всеволодовича в 1239 году как дар к свадьбе его сына Александра Невского. Свадебный характер иконы объясняют наличием на её обороте образа великомученицы Параскевы, почитавшейся на Руси покровительницей невест и свадеб, а также бывшей покровительницей Полоцкого княжеского дома, откуда происходила невеста Александра. Относительно названия иконы «Феодоровская» высказывается гипотеза, что оно возникло по причине того, что Феодор Стратилат был небесным покровителем князя Ярослава и многих других князей Мстиславичей, с которыми Ярослав и его потомство были связаны через его жену Феодосию, дочь Мстислава Мстиславича Удатного;
  • икона написана по заказу Ярослава Всеволодовича в 1218—1220 годах в связи с возвращением ему его жены Феодосии, отнятой её отцом в 1216 году в ходе противостояния, и рождением у него от неё первенца Феодора.

Феодоровская икона относится к иконографическому типу Елеуса (Умиление). Её общая иконография очень близка к Владимирской иконе Божией Матери. По этой причине многие исследователи считают её списком-репликой. Отличием Феодоровской иконы от Владимирской является обнажённая до колена левая ножка Младенца Христа.

Феодоровскую икону также причисляют к иконописному изводу «Гликофилуса» — «шагающие ножки» из-за положения ног Богомладенца. Предполагают, что и на Владимирской иконе положение ног Иисуса изначально было таким же.

Святая Параскева
Святая Параскева
(изображение на обороте
Феодоровской иконы)

Общая сохранность иконы в настоящее время низкая, она неоднократно поновлялась, и оригинальная живопись ликов Богородицы и Иисуса Христа заметно потёрта.

На обороте иконы помещено поясное изображение великомученицы Параскевы. Святая изображена в красных одеждах, украшенных золотым растительным орнаментом, который, по мнению И. Э. Грабаря, представляет «определённый отзвук стародавних византийско-суздальских узорных тканей». Её руки воздеты в молении на уровне груди.

 

 

Косма и Дамиан

 

Косма и Дамиан (в русской традиции известные как Кузьма и Демьян) — братья, святые-бессребреники, врачеватели и чудотворцы, по церковной традиции предположительно жившие во второй половине III — начале IV вв.

Косма и Дамиан

Икона: Святые Косма и Дамиан. Московская школа. Первая половина XV века

Косма и Дамиан — братья родом из Рима, врачи по профессии, приняли мученическую кончину в Риме при императоре Карине (283—285). Воспитанные родителями-христианами в правилах благочестия, они, по преданию, вели строгую, целомудренную жизнь и обладали даром исцеления болезней. Своим добрым отношением к людям братья многих обращали к вере в Христа. За бескорыстное лечение больных святых братьев называли «безмездными врачами».

Духовное воздействие на окружающих, многих приводившее в Церковь, привлекло внимание к братьям римских властей. За врачами были посланы воины. По легенде, услышав об этом, христиане попросили Косму и Дамиана укрыться на время ради людей, которые прибегали к их помощи. Но, не найдя братьев, воины схватили других христиан в селении, где жили святые. Тогда Косма и Дамиан покинули убежище и отдали себя в руки римских воинов, попросив отпустить взятых вместо них заложников.

В Риме святых вначале заключили в темницу, а затем повели на суд. Братья открыто исповедали перед римским императором и судом свою веру во Христа и отказались принести жертву языческим богам. Они говорили: «Мы никому не причинили зла, мы не занимаемся волшебством и чародейством, в чём вы нас обвиняете. Мы врачуем недуги силой Господа и Спасителя нашего Иисуса Христа и не берем никакого вознаграждения за помощь больным».

Однако император продолжал настаивать. По молитве святых братьев, Бог поразил Карина внезапной болезнью, чтобы он на собственном опыте испытал всемогущество Господа, не прощающего хулы на Святого Духа. Люди, видевшие чудо, восклицали: «Велик Бог христианский и нет другого Бога, кроме Него!». Многие уверовавшие просили святых врачей исцелить императора, и сам он умолял святых, обещая обратиться в христианскую веру. Святые исцелили его. После этого Косма и Дамиан были отпущены на свободу и вновь принялись за врачевание болезней.

Но старый врач-наставник, у которого братья изучали врачебное искусство, стал завидовать их славе. Он позвал братьев будто бы для собирания редких лекарственных трав и, заведя их далеко в горы, убил, а тела бросил в реку.